Лена и Вадик Растягаевы создали марку Реченька всего год назад, но уже сейчас понятно, что если вы хотите стать ближе к природе при помощи свитшота, то Реченька - это для вас. Мы взяли интервью у Лены Растягаевой довольно давно, но материал ждал подходящего
случая, а теперь их даже два: на нашем сайте стартовали продажи коллекции
Репино, а The Village номинировал Реченьку в соревновании на лучшую марку одежды года. Из интервью с Леной вы узнаете о магии сибирской природы, медведях в
можжевельнике, востребованности китов и многострадальности Реченьки.
МБ: Мы так любим ваше
название Реченька, расскажи о нем.
Лена Растягаева: Над названием
мы думали не очень долго. Мы хотели, чтобы оно было короткое и обязательно
русское. Чтобы оно было милое, простое, не английское, мне совсем не нравятся
английские названия.
МБ: А почему хотели
именно русское название? О русском потребителе думали?
Л: Я тогда совсем
не думала о потребителях. Я думала о людях, которые могут это купить, и я
видела таких в числе своих друзей. Такие люди, как мои друзья, такие как я. И
отчасти это эгоизм – как нравится, так и называешь.
Инсталляция Реченька на арт-проекте «Начало» AFW 2012 |
МБ: А у тебя самой с
вещами какие отношения? Где ты одеваешься?
Л: Я люблю
одежду, еще в садике надевала какие-то юбки на голову и на плечи, ходила,
веселила всех. Я одеваюсь в секондах, на Уделке, в каких-то масс-маркетах, в
зависимости от того, что нужно. Шью сама. Еще я каждый год приезжаю к бабушке и
роюсь в ее гардеробе, всегда что-нибудь новое нахожу. У меня много ее блузок, и
я даже собираю блузки и рубашки, сейчас их около двадцати.
МБ: Значит история
«дать вещи вторую жизнь» - это про тебя.
Л: Да, я не люблю
новые вещи. Кроме тех, которые действительно нужны. Не люблю ходить по
магазинам, это всегда так тяжело. Мне ничего не нравится, на мне все так плохо
сидит, у меня куча комплексов. Я не фанат, не могу пойти по магазинам, чтобы
просто поглазеть, на Comme des Garcons даже.
Проект Elaisa Mountainman с участием свитшота Реченька |
МБ: А какой была
первая вещь, сшитая тобой лично?
Л: У меня был
медвежонок, и я шила ему разные комплекты одежды: зимний, осенний, летний, а
еще распорола его, вшила карман и складывала туда конфеты. Но чаще перешивала
что-то. А вообще, я всегда рисовала, лет с шести. Я ничего другого не умею
делать.
МБ: Но рисовать можно
все что угодно и по-разному это можно применить, почему ты стала заниматься
именно дизайном одежды?
Л: У меня с
живописью, раньше было хорошо, я думала, что я живописец. Потом поняла, что
нет. И цвет – это не мое сейчас. Это даже видно по всем вещам, которые я делаю.
Рисую я линером или простым карандашом. Иногда, конечно, бывают периоды цвета,
когда цвет сам приходит.
МБ: Значит, есть
шанс, что у Реченьки появится цвет?
Л: Я думаю, что
да. Даже в процессе создания коллекции «Репино» уже была идея обрабатывать
отдельные области цветом и делать яркие разводы, похожие на бензиновые. Черный
рисунок на белом фоне и вдруг - такое яркое пятно, красное или желтое. Пока
руки до этого не дошли, но мы попробуем.
Лена Растягаева в свитшоте с вышивкой из будущей коллекции |
МБ: И вот так от живописи ты ушла в графику. Но в графике тоже многое возможно, можно быть иллюстратором, например. Все же, почему одежда?
Л: Это решение
произошло не сейчас, давно. Мне кажется, это именно то, что я чувствую и умею.
По крайней мере я еще не потеряла интерес к форме, конструкции, членениям. Я
вижу во всем этом смысл, применимый к жизни.
МБ: То есть для тебя
очень важна именно конструкция вещей, членения и прочее.
Л: Потому что
самое главное, чтобы я видела вещь, а без представления конструкции ее увидеть
невозможно, она не будет вещью. Я делаю макет, мы его тестируем на себе,
смотрим как сидит, дорабатываем. Потому что, если мы будем идти по-другому,
если будем шить на отработанных кем-то лекалах, это не будет моим делом.
МБ: И притом, что
исходишь ты из конструкции, ты не придумываешь нереальные вещи, сшитые из
двадцати деталей, хотя могла бы, а стремишься к максимальной простоте.
Л: Я всегда была
минималистом. Когда училась в ОГИС, я считала себя в группе таким, середнячком,
хотя училась на пятерки, минималистом-середнячком. Это все меняется со
временем. Может так сложиться, что лет через пять я буду шить какие-нибудь
сложные пальто.
МБ: В каком году вы с
Вадиком начали производить одежду под маркой Реченька?
Л: 13 ноября был
год. В этот день мы открыли сайт с тизерным видео Реченька. Мы запустили его в
семь утра на полу на кухне. Сайт сделал Вадик. К тому моменту у нас была готова
небольшая первая коллекция из десяти свитшотов, они все были разные, ее отшила
наша подруга Света Ткаченко.
Вадик Растягаев, со-основатель марки |
МБ: Вам же нужны были деньги на запуск? У вас был бизнес-план?
Л: У нас было
двадцать тысяч, их мне дала мама. Конечно, мы посчитали, сколько будет стоить
ткань, сколько мы заплатим за пошив, посчитали, сколько все это будет стоить, и
сколько мы отобьем. Но «отобьем» - это
означало потратиться на следующую коллекцию. На вырученные деньги мы сшили
вторую коллекцию, уже в два раза больше. Из первой коллекции стали очень
популярны свитшоты с китами, был большой ажиотаж, и мы повторили семь штук из
первой коллекции, черно-белых, черных и меланжевых, их быстро раскупили. И мы
тогда выпустили коллекцию из тридцати семи свитшотов с разными животными. Их мы
шили уже не дома, а на фабрике.
МБ: Вы от китов,
наверное, сами не ожидали такого ажиотажа? Как вы поймали эту волну, поняли,
что это станет настолько актуально?
Л: Мы поняли это
уже когда отшили их. И до сих пор все спрашивают у нас про китов и хотят, чтобы
мы их снова отшили. Мы это действительно скоро сделаем снова.
Свитшоты из коллекции Полюс |
МБ: А ты не боишься
такой штуки, что вы станете воспроизводить популярную модель и придете к тому,
что она перестанет быть популярной и просто не распродастся?
Л: Мы сошьем их
еще только один раз и ровно в таком количестве, чтобы хватило тем, кто их очень
ждет, - примерно штук сорок. Я очень не люблю, когда вещи залеживаются, не
продаются сразу. У нас была партия свитшотов, которые, как мы потом узнали,
закатывались в течении первой недели носки. Мне было безумно стыдно за это, и
до сих пор мне неловко. Оставшиеся свитшоты продавали с большой скидкой, а
последние несколько штук вовсе подарили друзьям. Ткань мы, конечно, сменили, и
у нас обязательно будут доработки к этим свитшотам. Они будут поменьше, потому
что предыдущие для многих девочек были огромными. Это была моя конструкция, до
которой я дошла, потому что очень люблю объемные, стоящие колом вещи. Эти
свитшоты подходили и мальчикам, и девочкам, были проблемы только с высокими
парнями, которым был коротковат рукав.
МБ: Ты как
потребителя парня воспринимаешь наравне с девушкой?
Л: Все даже
наоборот. Я с третьего курса шила вещи только для мальчиков, у меня вообще не
было женских выкроек. Все наши свитшоты также сшиты по мужских лекалам и мне
это очень нравится. Там большая спина, и приятный объем, который красиво
смотрится в толстой ткани.
МБ: То есть тебе
чисто эстетически мужские вещи и их пропорции нравятся больше?
Л: Да, и особенно
я люблю такие вещи на худых девочках. И сама я ношу мужские вещи, у меня их
много.
МБ: Давай поговорим о
художнике Реченьки Ире Горляковской. Она же для Реченьки очень важна.
Л: Мы учились
вместе на костюме в ОГИСе, но она постарше меня на 2 курса. Ира - прекрасный
художник. У нее всегда была очень красивая графика и мы сошлись на рисунках
животных и растений и начали развивать эту тему. Ира всегда предлагает много
вариантов, мы советуемся и выбираем какие-то окончательные. Я полностью ей
доверяю. Только говорю про формат, и все. И потом она показывает шедевр.
Ира Горляковская в свитшоте Реченька |
МБ: А почему ты сама
не рисуешь принты, если ты в принципе рисуешь?
Л: У Иры так
много идей, просто через край. Мне очень нравится все, что она делает. И потом,
если я буду делать все сама, я вообще с ни с кем не буду общаться. А я хочу
сотрудничать с людьми. Для меня важна среда. Но, наверное, именно такая среда,
которую выбираю я.
МБ: Для тебя Реченька
– это и коммуникативный инструмент в том числе?
Л: Да, конечно,
это общение с миром. Оно не было первоцелью, но я это замечаю. И то, что мой
круг общения в какой-то степени завязан на Реченьке – это подтверждение того,
что все идет правильно. Когда занимаешься каким-то делом, но понимаешь, что
люди в среде, где ты им занимаешься, - не те, начинаешь чувствовать подвох.
Любая профессия складывается из людей определенного склада.
МБ: На сайте Мыльной
Белки стартовали продажи коллекции футболок Репино. Нам кажется здорово, когда
дизайнер после создания коллекции описывает свой мудборд, - все те вещи,
которые вдохновляли его. Опиши мудборд для Репино.
Л: Мудборд для
Репино – это многострадальность, первое слово. Потому что это уже полгода
длится. Куча трудностей, куча проблем, куча всего, - черный квадрат Малевича.
По поводу музыки, я стала слушать много классической музыки и оперы, слушаю
радио с французской классической музыкой France Musique.
Еще для описания мудборда «Репино» есть явная вещь – это лес. На принте изображены три медведя,
две совы, кедр, можжевельник. У Иры большая любовь к северу, она хочет жить
где-нибудь в горах, причем, в холодных и ходить на лыжах в горы. А я в сентябре
много каталась на велике и уезжала в Репино на электричке одна, иногда не одна.
Там море. Море – это прекрасно. И у меня еще была истерика по поводу нехватки
природы, я стала задыхаться и в июле поехала к себе в Славгород на Алтай, поливала
грядки. Я серьезно задумывалась о том, чтобы уехать жить в доме на земле,
разводить животных. Вот ты живешь на земле, работаешь, видишь результат. А
когда ты проводишь время над мыслями о моде, тканях, - это более искусственное.
В этом смысле, то, что люди ходят в одежде Реченька удерживает меня в городе и
в деле. Мне всегда нужны подтверждения того, что результат у моей работы есть.
Лена Растягаева в футболке Репино |
МБ: А переживания
связанные с созданием коллекции, они ушли после запуска Репино, ты освободилась
от них, или все еще продолжается?
Л: Нет еще, пока
я не увижу, что эти футболки нравятся людям, что все было не зря, я не
освобожусь. В этой коллекции много раз встречалось изобретение велосипеда. Мы
взяли не очень стандартную ткань - интерлок. Она больше подходит для детского
белья и пижам. У обычных футболок такая вязка: с одной стороны лицевые петли, с
другой изнаночные, а у этой ткани лицевые с двух сторон, поэтому она с обеих
сторон гладкая. За счет этого у нее очень хороший теплообмен с телом, и зимой
будет носить очень круто. Изначально мы хотели брать полотно и принтовать его,
сделать, таким образом, ткань с нашим принтом и из нее уже кроить. Получилось
бы, что каждая футболка уникальна и не похожа на другую. Но никто за это не
брался, потому что это нереально, на самом деле. Мы пытались сделать все сами и
пропечатать ткань дома. Надышались краской и растворителями, отравились. От
такого процесса остается много ядовитых жидкостей, их даже нельзя выливать в
канализацию. После всего этого я практически взрывалась изнутри и, чтобы
успокоиться, начала вязать. Сейчас вяжу уже шестую шапку. Раньше мне было проще
накричать на кого-нибудь, на котов, например. А сейчас я вяжу, и все уходит.
Купить вещи Реченька:
Комментариев нет:
Отправить комментарий